Как признавать доходы и расходы?

1417

Вопрос

Организация-подрядчик до 2009 года применяла метод «по мере готовности». Доход признавала на основании промежуточных актов по форме № КС-2, расходы - пропорционально доле принятых работ в общем объеме выполненных (заказчики могут подписывать не все объемы), то есть в балансе также присутствовала строка, где отражалась «незавершенка» на непринятые работы. Теперь в балансе должна отсутствовать данная строка, так как ПБУ 2/2008 тем или иным способом принуждает обязательно признавать доход каждый месяц, а следовательно, и расходы тоже. Так ли это?

Ответ

Если вы уверены, что ваш договор подпадает под действие ПБУ 2/2008, то, действительно, по такому договору понятие «незавершенное производство» отсутствует. Дело в том, что под незавершенным производством понимаются фактические затраты по выполненным, но не сданным заказчику объемам работ. А выручка и расходы по договорам, подпадающим под действие указанного положения, признаются на дату составления бухгалтерской отчетности по мере готовности вне зависимости от условий сдачи-приемки результатов работ заказчиком.

При этом, согласно пункту 3 статьи 14 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», промежуточной отчетностью является месячная и квартальная отчетность.

Если при применении способа «по доле выполненного на отчетную дату объема работ в общем объеме работ по договору» сумма расходов, признаваемая в учете, оказалась меньше, чем фактически отражено по дебету счета 20, то полученная разница не является «незавершенкой». Это расчетная величина не признанных в учете фактических расходов. Ее рекомендуется отражать в балансе в составе оборотных активов по вновь вписываемой строке, например: «затраты по долгосрочным договорам, не признанные в качестве расходов в бухгалтерском учете». А вот где отражать эту разницу в бухгалтерском учете? Здесь точки зрения специалистов отличаются.

Есть мнение, что эту разницу следует оставлять на счете 20. Но ведь эта разница может быть и отрицательной (кредитовой). Согласитесь, что кредитовое сальдо по дебету счета 20 выглядит более чем странно.

Другой вариант учета - на дату определения расчетной выручки и расходов, счет 20 полностью закрывается на счет 76, для чего открывается специальный субсчет, например «Расчетная величина расходов по договорам подряда». Тогда разница между фактическими расходами, отраженными по дебету счета 20, и расчетной величиной расходов, даже если она будет кредитовой, на счете 76 никого не удивит.

Рекомендаций Минфина России по данному вопросу пока нет.


Ваша персональная подборка

    Школа Главбуха

    Школа

    Проверьте свои знания и приобретите новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас




    © ООО «Актион группа Главбух», 2008 - 2016
    Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
    Политика обработки персональных данных.
    Все свидетельства выданы Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) ПИ № ФС77-62260 от 03.07.2015.

    
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.