Новшества в налоговом администрировании

1452
Шикаева М. Г.
ООО "Марагропромстрой", заместитель генерального директора по юридическим вопросам
Изменения в части I Налогового кодекса РФ, внесенные Федеральным законом от 26 ноября 2008 г. № 224-ФЗ, направлены на совершенствование налогового администрирования. Многие принятые поправки помогут защитить права организаций в период экономического кризиса. Расскажем о наиболее значительных новациях
Новые нормы - помощь для налогоплательщикаБольшинство нововведений применяется начиная с 2009 года. Рассмотрим их подробнее.ПРИ ЛИКВИДАЦИИ БАНКОВ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ СПИШУТПредусмотрено дополнительное основание для списания налоговым органом безнадежной задолженности по налогам и сборам (п. 3 ст. 59 Налогового кодекса РФ).
Так, суммы налога, сбора, пеней и штрафов, списанные со счетов организации в банках, но не перечисленные в бюджет, признаются безнадежными к взысканию и списываются в случае, если указанные банки ликвидированы.
Обратите внимание: данная норма применяется к суммам налога, сбора, пеней и штрафов, списанных со счетов организаций, но не перечисленных банками в бюджетную систему Российской Федерации до дня вступления в силу закона № 224-ФЗ, то есть до 1 января 2009 года.
Такое специальное указание содержится в пункте 8 статьи 9 закона № 224-ФЗ.
Оно допускает, по мнению автора, неоднозначную трактовку: либо норма о признании безнадежной задолженности применяется только к суммам, списанным со счетов организаций до 1 января 2009 года, либо это указание устанавливает «обратную силу» действия приведенной нормы.
Первый вариант представляет собой ограничительное толкование. Поэтому верным является второй вариант, указывающий на то, что норма действует для «будущих» отношений (возникших после 1 января 2009 года), однако это не исключает возможности ее применения к «прошлым» (возникшим до 1 января 2009 года) отношениям.КРУПНЫЕ КОМПАНИИ МОГУТ РАССЧИТЫВАТЬ НА ОТСРОЧКУМинистр финансов России наделен полномочиями по предоставлению отсрочки или рассрочки по уплате федеральных налогов, а также пеней и штрафов по ним (ст. 64.1 Налогового кодекса РФ). Но получить такую «льготу» могут лишь крупные организации. Для этого необходимо наличие одновременно следующих обстоятельств:
- размер задолженности на 1-е число месяца подачи заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки превышает
10 млрд руб.;
- единовременное погашение задолженности создает угрозу возникновения неблагоприятных социально-экономических последствий.
Отсрочка (рассрочка) в данном случае, согласно пункту 1 статьи 64 Налогового кодекса РФ, предоставляется на срок до пяти лет.
Строительная компания должна обратиться в Минфин России с заявлением, подтвержденным соответствующими документами (они перечислены в п. 2 ст. 64.1 Налогового кодекса РФ). Копию заявления нужно направить в свою налоговую инспекцию. Отсрочка (рассрочка) может предоставляться без способов ее обеспечения.
Однако организации необходимо учесть, что за «льготу» придется заплатить. Так, в случае принятия положительного решения на сумму задолженности будут начисляться проценты по ставке, равной половине ставки рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей за период действия отсрочки или рассрочки.
МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА
Могут ли суммы налога, сбора, пеней и штрафов, списанные со счетов налогоплательщиков в банках, но не перечисленные в бюджетную систему России, после 1 января 2009 года признаваться безнадежными к взысканию и списываться в порядке, предусмотренном пунктом 1 статьи 59 Налогового кодекса РФ?Нет, не могут.
Согласно пункту 1 статьи 59 Налогового кодекса РФ, недоимка, числящаяся за отдельными налогоплательщиками, уплата и (или) взыскание которой оказались невозможными в силу причин экономического, социального или юридического характера, признается безнадежной и списывается в порядке, установленном Правительством РФ. На данный момент действует постановление Правительства РФ от 12 февраля 2001 г. № 100.
Пунктом 1 этого постановления установлено ограничение его действия - только в части недоимки, числящейся за организациями по состоянию на 1 января 2001 года. Следует отметить, что постановление № 100 порядка списания недоимки, несмотря на указание закона, не содержит, а делегирует полномочия Минфину России. При этом ни в данном постановлении, ни в изданных Минфином России приказах нет правил списания недоимки, предусмотренной пунктом 3 статьи 59 Налогового кодекса РФ, введенным Федеральным законом от 26 ноября 2008 г. № 224-ФЗ.
Кроме того, положения этого нового пункта могут быть применены только к суммам налога, сбора, пеней и штрафов, списанным со счетов налогоплательщиков, но не перечисленным банками в бюджетную систему Российской Федерации до дня вступления в силу Федерального закона № 224-ФЗ, то есть до 1 января 2009 года.
Таким образом, механизм признания налоговой задолженности безнадежной к взысканию и списания ее в порядке статьи 59 Налогового кодекса РФ по заявлению налогоплательщика на сегодняшний момент отсутствует.
Тараканов С.А.,
советник государственной гражданоской службы РФ 3-го класса

ПРАВИЛА «АРЕСТА» СЧЕТОВ УТОЧНЕНЫИзменения коснулись и статьи 76 Налогового кодекса РФ, регулирующей порядок приостановления операций по счетам компаний в банках.
Применение этой меры в качестве обеспечительной распространено на исполнение решений не только о взыскании самого налога или сбора, но также пеней и штрафов. А состав платежей, которых приостановка не касается, пополнен страховыми взносами.
Разъяснено, что приостановить операции по валютному счету компании можно только в пределах суммы в иностранной валюте, эквивалентной «рублевому» требованию, указанному в решении. Пересчет производится по курсу ЦБ РФ на дату начала действия приостановления операций. Из положений статьи 76 исключено указание на исчисление сроков в операционных днях. Все предусмотренные статьей сроки нужно считать по общим правилам Налогового кодекса РФ - в рабочих днях.
Конкретизирована процедура направления решений о приостановлении (отмене приостановления) операций по счетам в банке. Так, копия решения должна быть передана организации не позднее дня, следующего за принятием указанного решения.СРОКИ КАМЕРАЛЬНЫХ ПРОВЕРОК ОГРАНИЧЕНЫТеперь ожидание результата (нередко связанного с возможностью вернуть или зачесть сумму излишне уплаченного налога) займет меньше времени.
Установлены жесткие правила исчисления срока проведения проверки - три месяца со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета).
В ранее действовавшей редакции пункта 2 статьи 88 Налогового кодекса РФ срок проведения проверки определялся со дня представления налоговой декларации и документов, которые должны к ней прилагаться. Минфин России в письме от 13 апреля 2007 г. № 03-02-07/2-69 разъяснил, что исчисление срока проведения проверки начинается со дня, когда в налоговый орган представлены налоговая декларация (расчет) и последний из документов. Это позволяло налоговикам затягивать сроки. В настоящее время они такой возможности лишены. Требовать документы нужно в пределах установленного срока.
Разрешен и вопрос о проведении камеральной проверки в случае подачи уточненной декларации.
В пункте 9.1 статьи 88 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что если до окончания камеральной налоговой проверки подана уточненная декларация (расчет), то проверка ранее представленной декларации прекращается (без составления акта) и начинается новая - по уточненной декларации. При этом могут быть использованы уже представленные документы.ОЗНАКОМИТЬ С РЕЗУЛЬТАТАМИ ПРОВЕРКИ ДОЛЖНЫ ВОВРЕМЯУстановлен срок для вручения организации или ее представителю акта налоговой проверки - пять дней с даты составления акта (п. 5 ст. 100 Налогового кодекса РФ).
Пятидневный срок предусмотрен также для вручения решения о привлечении организации к ответственности за совершение налогового правонарушения (об отказе в привлечении к налоговой ответственности) - в пункте 9 статьи 101 Налогового кодекса РФ.ТРЕБОВАНИЯ К ДОКАЗАТЕЛЬСТВАМ УЖЕСТОЧЕНЫВажной гарантией защиты прав организаций является указание в новой редакции пункта 7 статьи 101.4 Налогового кодекса РФ на недопустимость использования при рассмотрении материалов налоговой проверки доказательств, полученных с нарушением Налогового кодекса РФ.
При этом отмечено, что если документы были представлены в налоговый орган лицом, привлекаемым к ответственности, с нарушением установленных сроков, то они не будут считаться полученными с нарушением кодекса.Новый порядок урегулирования налоговых споровОбратите внимание: с 1 января 2009 года действует обязательный досудебный порядок обжалования решений налогового органа о привлечении (отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения (п. 5 ст. 101.2 Налогового кодекса РФ). Срок вступления данной нормы в силу был установлен в пункте 16 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 137-ФЗ.
Таким образом, теперь строительная компания, не согласная с принятым в отношении нее решением о привлечении к налоговой ответственности, может обратиться в суд только после обжалования этого решения в вышестоящем налоговом органе.
При обращении в суд (с соблюдением указанного порядка) срок для такого обращения исчисляется со дня, когда организации стало известно о вступлении решения в силу.
Следует отметить, что при несоблюдении обязательного досудебного порядка урегулирования спора заявление о признании решения налогового органа незаконным будет возвращено организации и рассматриваться судом оно не будет (подп. 1 п. 1 ст. 135 Гражданского процессуального кодекса РФ, п. 2 ст. 148 Арбитражного процессуального кодекса РФ).
Порядок, сроки рассмотрения жалобы вышестоящим налоговым органом и принятия решения по ней определяются статьями 139-141 Налогового кодекса РФ.

ЗА НАРУШЕНИЕ СРОКОВ НАЛОГОВИКАМ ПРИДЕТСЯ ЗАПЛАТИТЬВ целях защиты прав налогоплательщика статья 76 Налогового кодекса РФ дополнена пунктом 9.2. В нем предусмотрена следующая мера ответственности для налоговых органов. Если налоговики нарушат срок отмены решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (принять его должны не позднее одного дня с момента получения документов, подтверждающих факт взыскания налога, пеней, штрафа) или его вручения банку, то им придется уплатить организации проценты за каждый календарный день нарушения сроков. Расчет производится исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей в дни нарушения сроков налоговыми органами. К сожалению, данная норма вступает в силу только с 1 января 2010 года (п. 2 ст. 9 закона № 224-ФЗ).



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа Главбуха

Школа

Проверьте свои знания и приобретите новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас


Рассылка



© ООО «Актион группа Главбух», 2008 - 2016
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-62696 от 10.08.2015


Зарегистрируйтесь и продолжите использование сайта! Это бесплатно и займет всего одну минуту!

Вы сможете продолжить чтение этого материала и получите доступ к сервисам для постоянных посетителей сайта. Вам будут доступны:

  • Электронные справочники «Квартальный отчет» и «Расчетчик зарплаты»
  • Шаблоны и формы, необходимые в ежедневной бухгалтерской работе.
  • Он-лайн калькуляторы
  • Специальный Бухгалтерский календарь
  • Сервис «Ответ за 24 часа»
  • Обучение в Высшей Школе Главбуха

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Спасибо, что посетили наш сайт!

Мы надеемся, что наша статья оказалась полезна для вас.

Вашу работу упростит «Безошибочный расчетчик зарплат»

Подпишитесь на специальную бесплатную еженедельную рассылку от нашего сайта, чтобы быть в курсе всех всех изменений в бухгалтерском учете: