Учет в строительстве

Котловой метод для подрядчика

  • 18 марта 2016
  • 355

Котловой метод учета выгоден, когда компания заключает большое количество договоров на однотипные работы с одним заказчиком. При этом продолжительность работ небольшая. Как организовать учет в целом по заказчику?

Котловой метод учета выгоден, когда компания заключает большое количество договоров на однотипные работы с одним заказчиком. При этом продолжительность работ небольшая. Как организовать учет в целом по заказчику?

Кому выгоден котловой метод 

Предположим, у вас небольшая компания. Вы делаете электромонтажные работы по договорам подряда. Учет всех расходов ведете на счете 20. Подавляющее большинство работ выполняете для одного заказчика (около 97% выручки). На каждый вид работ заключили отдельный договор. В каждом договоре отражено, например, «монтаж полосы заземления» или «прокладка силового кабеля на площадке» и др. Таких договоров много, свыше 100 за год. Причем они краткосрочные и выполняются или параллельно, или один за другим. Норма прибыли в них одинакова. 

В этом случае вам выгодно считать доходы, расходы и финансовый результат не по каждому договору, а в целом по заказчику. 

Как вести учет 

Котловой метод учета в подрядной деятельности вполне допустим. Он применяется при наличии большого количества договоров на выполнение однотипных работ с небольшой продолжительностью по времени исполнения. Метод состоит в том, что все расходы, связанные с выполнением работ по всем заключенным договорам (независимо от заказчиков), учитываются по дебету счета 20 без разбивки на отдельные договоры. Учтенные таким образом расходы формируют незавершенное производство, часть которого признается для целей формирования финансового результата за отчетный период в бухгалтерском учете. Сделать это можно по формуле: 

Р = (НЗП + Р1) : (Ц + Ц1) х В,где Р – сумма расходов, признаваемая в отчетном периоде для целей определения финансового результата;
НЗП – сумма незавершенного производства на начало отчетного периода;
Р1 – сумма расходов, отраженная по дебету счета 20 в отчетном периоде;
Ц – совокупная цена заключенных на начало отчетного периода договоров, по которым начато выполнение работ, результат которых не сдан заказчикам до отчетного периода;
Ц1 – совокупная цена договоров, заключенных в отчетном периоде, по которым начато выполнение работ;
В – выручка от реализации работ, сданных заказчикам в отчетном периоде. 

Остаток суммы незавершенного производства на конец отчетного периода определяется по формуле: 

НЗП1 = НЗП + Р1 – Р,где НЗП1 – сумма незавершенного производства на конец отчетного периода. 

Разница между бухгалтерским и налоговым учетом заключается в следующем. В бухучете на счете 20 сосредотачиваются все расходы, включая общестроительные и общехозяйственные, а в налоговом учете косвенные расходы будут признаваться для целей налогообложения в каждом отчетном периоде в полной сумме, а незавершенное производство формируют только прямые расходы, перечень которых организация определяет самостоятельно в учетной политике. Но если в бухучете предусмотрена возможность признания коммерческих и управленческих расходов для целей определения финансового результата без распределения их на незавершенное производство, то бухгалтерский и налоговый учет можно сблизить.

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Школа Главбуха

Школа

Проверьте свои знания и приобретите новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас