Налоговые и бухгалтерские поправки с 2014 года

148
Поправки в Налоговый кодекс РФ внесены целым рядом федеральных законов. Есть изменения и в бухгалтерском учете. Рассмотрим основные новшества, касающиеся строительных компаний.

Поправки в Налоговый кодекс РФ внесены целым рядом федеральных законов. Есть изменения и в бухгалтерском учете. Рассмотрим основные новшества, касающиеся строительных компаний.

Региональные инвестиционные проекты

1 января 2014 года вступили в силу поправки в Налоговый кодекс, внесенные Федеральным законом от 30 сентября 2013 г. № 267-ФЗ. Они направлены на создание благоприятных налоговых условий для ведения инвестиционной деятельности и поддержки новых промышленных предприятий и высокотехнологичных проектов. Так, первая часть Налогового кодекса РФ дополнена главой 3.3 «Особенности налогообложения при реализации региональных инвестиционных проектов».

Общие требования

Региональным инвестиционным проектом признается проект, целью которого является производство товаров и который удовлетворяет одновременно ряду требований, перечисленных в пункте 1 статьи 25.8 Налогового кодекса РФ. В частности, производство товаров в результате реализации такого инвестиционного проекта должно осуществляться исключительно на территории одного из субъектов РФ, входящих в Дальневосточный федеральный округ, а также в Республике Бурятия, Республике Тыва и др.

Однако проект не может быть направлен на следующие цели:

  • добыча и (или) переработка нефти, добыча природного газа и (или) газового конденсата, оказание услуг по транспортировке нефти и (или) нефтепродуктов, газа и (или) газового конденсата;
  • производство подакцизных товаров (за исключением легковых автомобилей и мотоциклов);
  • ведение деятельности, по которой применяется нулевая ставка по налогу на прибыль.

Кроме того, на земельных участках, на которых будет реализовываться проект, не должны располагаться здания, сооружения, находящиеся в собственности физических лиц или организации, не являющейся участником такого проекта. Исключения составляют подъездные пути, коммуникации, трубопроводы, электрические кабели, дренаж и другие объекты инфраструктуры.

При этом объем капитальных вложений в соответствии с инвестиционной декларацией не может быть менее:

  • 50 000 000 руб. В данном случае капитальные вложения должны быть осуществлены в срок, не превышающий трех лет со дня включения организации в реестр участников региональных инвестиционных проектов;
  • 500 000 000 руб. При этом срок осуществления капвложений не должен превышать пяти лет, исчисляемых со дня включения организации в реестр участников.

И, наконец, каждый проект должен реализовываться единственным участником.

Следует отметить, что при определении объема капитальных вложений учитываются затраты на создание (приобретение) амортизируемого имущества, в том числе на выполнение проектно-изыскательских работ, новое строительство, техническое перевооружение, модернизацию основных средств, реконструкцию зданий, приобретение машин, оборудования, инструментов, инвентаря. Исключение – расходы на приобретение легковых автомобилей, мотоциклов, спортивных, туристских и прогулочных судов, а также на строительство и реконструкцию жилых помещений.

Законом субъекта РФ может быть увеличен минимальный объем капитальных вложений, а также установлены дополнительные требования, которым обязаны соответствовать проекты (п. 5 ст. 25.8 Налогового кодекса РФ).

Участники проекта

В силу пункта 1 статьи 25.9 Налогового кодекса РФ налогоплательщиком – участником проекта признается российская организация, получившая статус участника проекта. Кроме того, необходимо одновременное выполнение следующих требований:

  • государственная регистрация юридического лица осуществлена в субъекте РФ, в котором реализуется данный проект;
  • организация не имеет обособленных подразделений, расположенных за пределами субъекта РФ, в котором реализуется проект;
  • организация не применяет специальные налоговые режимы, предусмотренные частью второй Налогового кодекса РФ;
  • организация не входит в консолидированную группу налогоплательщиков;
  • организация не является некоммерческой, страховой, клиринговой организацией, банком, негосударственным пенсионным фондом, профессиональным участником рынка ценных бумаг;
  • организация ранее не была участником проекта и не является участником (правопреемником участника) иного реализуемого проекта;
  • у организации есть в собственности (в аренде на срок не менее чем до 1 января 2024 года) земельный участок, на котором планируется реализация проекта;
  • организация имеет разрешение на строительство, если наличие такового обязательно для реализации проекта;
  • организация не является резидентом особой экономической зоны любого типа.

Указанный статус компания приобретает со дня включения в специальный реестр. При этом порядок включения в реестр установлен статьей 25.11 Налогового кодекса РФ.

Льготы по налогу на прибыль

Для участников проектов установлена нулевая ставка по налогу на прибыль, зачисляемому в федеральный бюджет (п. 1.5 ст. 284 Налогового кодекса РФ). Причем они вправе воспользоваться льготной ставкой, только если доходы от реализации товаров, произведенных в результате реализации проекта, составляют не менее 90 процентов всех учитываемых доходов.

Согласно пункту 2 статьи 284.3 Налогового кодекса РФ, по общему правилу нулевая ставка применяется в течение 10 налоговых периодов начиная с периода, в котором были признаны первые доходы от продажи товаров, произведенных в результате реализации регионального инвестиционного проекта.

Размер ставки налога на прибыль, зачисляемого в бюджеты субъектов РФ, не может превышать 10 процентов в течение пяти налоговых периодов начиная с периода, в котором были признаны первые доходы от продажи товаров, произведенных в результате реализации проекта. В течение следующих пяти налоговых периодов размер этой ставки не может быть менее 10 процентов. Такой порядок предусмотрен пунктом 3 статьи 284.3 Налогового кодекса РФ.

Участники проекта обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) при реализации проекта и при осуществлении иной хозяйственной деятельности (п. 1 ст. 288.2 Налогового кодекса РФ).

Порядок обжалования

С 1 января 2014 года обязателен досудебный порядок обжалования любых ненормативных актов налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц (п. 2 ст. 138 Налогового кодекса РФ). Напомним, что это изменение внесено в Налоговый кодекс РФ еще Федеральным законом от 2 июля 2013 г. № 153-ФЗ. Однако с 3 августа 2013 года норма об обязательном досудебном порядке обжалования действовала только в отношении решений о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности, принятых на основании статьи 101 Налогового кодекса РФ (по результатам налоговой проверки).

Из указанного порядка обжалования есть два исключения. Первое: ненормативные акты, принятые по итогам рассмотрения жалоб, в том числе апелляционных, могут быть обжалованы как в вышестоящем органе, так и в суде. Второе: нормативные акты ФНС России и действия (бездействие) ее должностных лиц разрешено обжаловать только в суде (п. 2 ст. 138 Налогового кодекса РФ).

Представление документов при камеральной проверке

Согласно изменениям, внесенным в статью 88 Налогового кодекса РФ, с 1 января 2014 года появились новые основания для истребования у налогоплательщика пояснений при проведении камеральной проверки.

Теперь при камеральной проверке уточненной декларации (расчета), в которой уменьшена сумма налога к уплате, налоговый орган вправе потребовать у налогоплательщика пояснения, которые обосновывают изменения показателей декларации (расчета). Их необходимо представить в течение пяти рабочих дней. Аналогичное право предоставлено налоговикам в случае камеральной проверки декларации (расчета) с заявленной суммой убытка. В пояснениях следует обосновать его размер.

Вместе с пояснениями налогоплательщик вправе также дополнительно предъявить в налоговый орган выписки из регистров налогового или бухгалтерского учета, иные документы, подтверждающие достоверность данных, отраженных в декларации (расчете). Указанные уточнения внесены в пункт 4 статьи 88 Налогового кодекса РФ.

Налогообложение прибыли

Согласно статье 259.3 Налогового кодекса РФ, при начислении амортизации в некоторых случаях налогоплательщики вправе использовать специальные коэффициенты. С 1 января 2014 года законодательно закреплен запрет на одновременное применение к основной норме амортизации нескольких повышающих коэффициентов (п. 5 ст. 259.3 Налогового кодекса РФ).

В 2014 году предельная величина для признания в расходах процентов по долговым обязательствам осталась на прежнем уровне. Напомним, что в соответствии с пунктом 1.1 статьи 269 Налогового кодекса РФ при отсутствии долговых обязательств перед российскими организациями, выданных в том же квартале на сопоставимых условиях, а также по выбору налогоплательщика предельная величина процентов, учитываемых в расходах, с 1 января 2011 года по 31 декабря 2013 года включительно принималась равной ставке процента, установленной соглашением сторон, но не выше ставки рефинансирования ЦБ РФ, умноженной на 1,8 (при оформлении долгового обязательства в рублях) или на 0,8 (по долговым обязательствам в иностранной валюте). Федеральным законом от 2 ноября 2013 г. № 306-ФЗ действие этих лимитов продлено на 2014 год.

Бухучет

Поправки в Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» внесены Федеральным законом от 21 декабря 2013 г. № 357-ФЗ и начали действовать с 1 января 2014 года.

Так, запрещено принимать к учету документы, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной деятельности, в том числе лежащие в основе мнимых и притворных сделок (ч. 1 ст. 9 закона № 402-ФЗ в новой редакции).

Введены понятия мнимого и притворного объектов бухгалтерского учета.

Под мнимым объектом понимается несуществующий объект, отраженный в бухгалтерском учете лишь для вида (в том числе неосуществленные расходы, несуществующие обязательства, не имевшие места факты хозяйственной жизни). Притворный – это объект, отраженный в учете вместо другого объекта с целью прикрыть его (в том числе притворные сделки). В то же время не являются мнимыми объектами бухучета резервы, фонды, предусмотренные законодательством РФ, и расходы на их создание.

Часть 3 статьи 9 закона № 402-ФЗ дополнена важным положением. Лицо, ответственное за оформление факта хозяйственной жизни, обеспечивает своевременную передачу первичных учетных документов для внесения содержащихся в них данных в регистры бухгалтерского учета и достоверность таких данных. При этом лицо, на которое возложено ведение бухучета (с которым заключен договор об оказании услуг по ведению учета), не несет ответственности за соответствие составленных другими лицами первичных учетных документов свершившимся фактам хозяйственной жизни.

Не допускается ведение счетов бухгалтерского учета вне применяемых экономическим субъектом регистров бухучета.

Скорректированы общие требования к бухгалтерской отчетности: она должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухучета, а также информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами (ч. 1 ст. 13 закона № 402-ФЗ в новой редакции).

Кроме того, часть поправок касается порядка представления аудиторского заключения.

В случае опубликования бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, такая отчетность должна публиковаться вместе с аудиторским заключением. А при представлении обязательного экземпляра составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, аудиторское заключение о ней представляется вместе с такой отчетностью либо не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом.



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа Главбуха

    Школа

    Проверьте свои знания и приобретите новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас




    © ООО «Актион группа Главбух», 2008 - 2016
    Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
    Политика обработки персональных данных.
    Все свидетельства выданы Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) ПИ № ФС77-62260 от 03.07.2015.

    
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    Зарегистрируйтесь и продолжите использование сайта! Это бесплатно и займет всего одну минуту!

    Вы сможете продолжить чтение этого материала и получите доступ к сервисам для постоянных посетителей сайта. Вам будут доступны:

    • Электронные справочники «Квартальный отчет» и «Расчетчик зарплаты»
    • Шаблоны и формы, необходимые в ежедневной бухгалтерской работе.
    • Он-лайн калькуляторы
    • Специальный Бухгалтерский календарь
    • Сервис «Ответ за 24 часа»
    • Обучение в Высшей Школе Главбуха

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль
    ×
    Спасибо, что посетили наш сайт!

    Мы надеемся, что наша статья оказалась полезна для вас.

    Вашу работу упростит «Безошибочный расчетчик зарплат»

    Подпишитесь на специальную бесплатную еженедельную рассылку от нашего сайта, чтобы быть в курсе всех всех изменений в бухгалтерском учете: