Распределение общехозяйственных расходов

1816

Вопрос

Добрый день. Организация одновременно осуществляет три вида деятельности: 1. Является заказчиком-застройщиком на строительстве жилого дома (имеется земельный участок в аренде, строительство ведется подрядным способом, организация осуществляет контроль за качеством строительства). Цель строительства – на продажу. 2. Занимается реализацией ранее построенного жилья. 3. Сдает в аренду собственное имущество. Вопрос: необходимо ли в таком случае распределять общехозяйственные расходы по видам деятельности (например, зарплата секретаря, директора, бухгалтерии, страховые взносы, закуп канцелярских принадлежностей, консультационно-информационные услуги, расходы на служебный автотранспорт, услуги связи, расходы на оргтехнику, и тому подобное – данные расходы являются общими, участвуют во всех трех видах деятельности), что можно взять за базу для распределения? Допускается ли ежемесячное списание всей суммы общехозяйственных расходов без распределения (Дт90 Кт26)? Спасибо.

Ответ

В Вашей ситуации строительство представляет собой производство готовой продукции, единицами которой выступают помещения, подлежащие продаже (п. 2, п. 3 ПБУ 5/01). Фактическая себестоимость материально-производственных запасов при их изготовлении самой организацией определяется исходя из фактических затрат, связанных с производством данных запасов. Учет и формирование затрат на производство материально-производственных запасов осуществляется организацией в порядке, установленном для определения себестоимости соответствующих видов продукции (п. 7 ПБУ 5/01). Эта норма фактически отсылает нас к Методике определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации МДС 81-35.2004, утвержденной постановлением Госстроя России от 05.03.2004 № 15/1, хотя данный документ и не является нормативным. А сводные сметные расчеты (ССР) стоимости жилищно-гражданского строительства средства на содержание службы заказчика-застройщика (технического надзора) включают (пп. 10 п. 4.73, п. 4.87 МДС 81-35.2004). Средства на содержание аппарата заказчика-застройщика и технического надзора для строительства предусматривает глава 10 ССР (по форме согласно образцу № 1 в приложении № 2 МДС 81-35.2004). Дополнительный аргумент для включения общехозяйственных расходов в учетную стоимость строительной продукции нам дает п. 64 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. В нем указано, что при единичном производстве продукции незавершенное производство отражается в бухгалтерском балансе по фактически произведенным затратам. Объекты недвижимости являются индивидуально-определенными вещами, обладающими уникальными характеристиками (п. 3 ст. 1, пп. 5 п. 1 ст. 7, п. 1 ст. 16 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»), поэтому соответствующая строительная продукция считается единичной. При этом фактически произведенные затраты следует отличать от фактической ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ себестоимости. А вот при приобретении МПЗ за плату общехозяйственные расходы не учитываются, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением материально-производственных запасов (п. 6 ПБУ 5/01). На мой взгляд, эта норма на деятельность застройщика не распространяется, потому что его взаимодействие с генеральным подрядчиком заведомо носит длительный (длящийся) характер. Добавлю, что при наличии специальной нормы для единичной продукции общее правило о возможности списания управленческих расходов (п. 9 ПБУ 10/99) не применяется. И последний аргумент: представьте, что ежемесячных доходов у Вас нет. Тогда в процессе строительства оснований для списания общехозяйственных затрат в дебет счета 90 не имеется в принципе.

В итоге я считаю, что общехозяйственные затраты на содержание заказчика-застройщика нужно обособлять (ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 26, ДЕБЕТ 43 КРЕДИТ 20). В части суммы ориентироваться целесообразно либо на процент, заложенный в ССР, если он у Вас имеется, либо на региональные документы. Например, распоряжением главы Администрации Читинской области № 663-р от 30.03.2001 установлены нормы отчислений заказчикам-застройщикам на содержание технического надзора по объектам, финансируемым за счет средств областного бюджета, в размере 4,6% от сметной стоимости строительства (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 30.12.2010 по делу № А78-3617/2010). Процент применяется к прямым затратам на строительство. Оставшиеся общехозяйственные и коммерческие расходы (счет 44 с связи с реализацией жилья) можно беспрепятственно списывать на себестоимость текущих продаж (ДЕБЕТ 90 КРЕДИТ 26, 44). А более детальный ответ выходит за рамки данного сервиса.



Школа Главбуха

Школа

Проверьте свои знания и приобретите новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас


Опрос

Компания, в которой вы работаете бухгалтером:

  • застройщик 38.6%
  • подрядчик (генподрядчик, субподрядчик) 47.37%
  • технический заказчик 8.77%
  • риэлтор 1.75%
  • другое 3.51%
Другие опросы

Рассылка



© ООО «Актион группа Главбух», 2008 - 2016
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-62696 от 10.08.2015