Иванова Наталья Александровна

190

Вопрос

Добрый день. Организация сдала объект 20 декабря 2009 года. Часть материалов для капительного ремонта бралась под залог. Оплата материалов, взятых под залог осуществлялась в январе 2010 года, в январе же были поставщиками выставлены накладные и счета-фактуры. Как теперь списать эти материалы на расходы по сданному в декабре объекту?

Ответ

Как следует из вопроса, организация получила и использовала материалы до 2010 г. В январе 2010 г. организация оплатила материалы, и лишь после этого были оформлены накладные и счета-фактуры. В данном случае имеет место нарушение п. 4 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», в котором сказано, что «первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения операции, а если это не представляется возможным – непосредственно после ее окончания». При этом хочу отметить, что составление данного документа является обязанностью поставщика. Хозяйственная операция (приемка-передача материалов) была до 2010 г., а соответствующие документы были составлены уже в 2010 г. Поэтому лучше всего попросить поставщика датировать накладную и счет-фактуру днем фактического совершения хозяйственной операции (т.е. до 2010 г.)Однако поставщик (несмотря на то, что своевременно не выполнил свою обязанность по составлению документов) может отказаться датировать указанные документы ранее 2010 г., а покупатель, чтобы не портить с ним отношения, согласится принять документы, датированные 2010 годом. Важно отметить, что, получив материалы и не оформив при этом никакие документы, организация также совершила нарушение.Неотфактурованными поставками считаются материальные запасы, поступившие в организацию, на которые отсутствуют расчетные документы (п. 36 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утв. приказом Минфина России от 28.12.2001 № 119н).Неотфактурованные поставки принимаются к учету в оценке, предусмотренной в договоре, с последующим уточнением фактической себестоимости. Основанием для принятия к учету организацией материально-производственных запасов, относящихся к неотфактурованным поставкам, является акт о приемке материалов (форма № М-7), утвержденный постановлением Госкомстата России от 30.10.97 г. № 71а. Акт составляется не менее чем в двух экземплярах комиссией, в которую наряду с материально ответственными лицами входят представители администрации организации-покупателя и представители отправителя (поставщика) или представителя незаинтересованной организации. Один экземпляр акта передают в бухгалтерию организации для учета движения материальных ценностей, второй направляют поставщику для сообщения ему о неотфактурованной поставке. Материалы, поступившее по неотфактурованной поставке, отражаются в бухгалтерском учете следующей записью:Дт 10 субсчет «Неотфактурованная поставка» Кт 60 субсчет «Неотфактурованная поставка» - отражено поступление материалов по неотфактурованной поставке без НДС (пп. 5, 6 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов», утв. приказом Минфина России от 09.06.01 г. № 44н).Дт 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» Кт 60 субсчет «Неотфактурованная поставка».Если же материальные запасы попали в адрес организации случайно, то есть договорные отношения с поставщиком отсутствуют, учитывать их на своем балансе нет оснований. Принять такие материальные ценности следует на забалансовый учет в рыночной оценке, а затем выяснять отношения с поставщиком (см. статью 514 Гражданского кодекса РФ). Также нельзя учесть в качестве неотфактурованной поставки материальные ценности, хотя и поступившие в соответствии с договором, но без перехода на них права собственности. Например, если право собственности по условиям договора переходит к покупателю после оплаты этих ценностей. Однако в таких случаях у организации нет права использовать данные материалы до получения на них права собственности.После получения расчетных документов по неотфактурованным поставкам их учетная цена должна быть скорректирована согласно поступившим расчетным документам с уточнением расчетов с организацией-поставщиком. НДС принимается к вычету после получения от поставщика соответствующих счетов-фактур (при соблюдении иных необходимых для вычета условий).Имея «на руках» документы от поставщика, датированные до 2010 г., либо акт о приемке материалов (по неотфактурованным поставкам), датированный также до 2010 г., организация на основании данных отчета по форме № М-29 (если организация не использует форму № М-29, то на основании иного документа, заверенного руководителем организации, содержащего данные о фактическом и нормативном расходе материалов), а также данных об учетной стоимости материалов, составляет акт о списании материальных запасов (использованных в строительстве), из которого будет видно, что указанные материалы фактически были использованы при строительстве объекта, сданного в 2009 г. Лучше, если акт также будет датирован до 2010 г. При этом данный акт должен содержать обязательные реквизиты, указанные в п. 2 ст. 9 Федерального закона от 21.11.96 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».После того, как указанные выше документы поступят в бухгалтерию, учет отраженных в них материалов в бухгалтерском учете ведется так, как сказано в Указаниях о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности, утвержденных приказом Минфина России от 22.07.03 № 67н (далее «Указания»). Т.е. если ошибка, относящаяся к текущему периоду, выявлена после окончания отчетного года, но до утверждения бухгалтерской отчетности, то исправительные записи вносятся декабрем года, за который составляется бухгалтерская отчетность (п. 11 Указаний). Если после утверждения бухгалтерской отчетности, то исправления в бухгалтерский учет и в бухгалтерскую отчетность не вносятся (п. 11 Указаний). Ошибки, допущенные в прошлых годах, рассматриваются как прибыль или убыток прошлых лет, выявленные в отчетном году и отражаются в составе внереализационных доходов или расходов (п. 8 ПБУ 9/99 «Доходы организации», п. 12 ПБУ 10/99 «Расходы организации»). Что касается налога на прибыль, то организация имеет право (т.к. сумма налога уменьшится) подать уточненную декларацию за 2009 г., увеличив в ней сумму прямых расходов.Если акт о приемке материалов (по неотфактурованным поставкам) не составлялся, и документы от поставщика датированы 2010 годом, то учесть данные затраты в налоговом учете, скорее всего, не получится. Т.е. по документам будет выходить, что организация получила в 2010 г. материалы. Как они могут быть использованы на сданный в декабре прошлого года объект? В бухгалтерском учете затраты на покупку данных материалов должны быть списаны в дебет счета 91, поскольку фактически эти материалы в организации отсутствуют. При этом для их списания на счет 91 бухгалтеру понадобятся соответствующие документы (например, документы, оформленные в связи с проведенной инвентаризацией товарно-материальных ценностей), иначе по данным бухгалтерского учета эти материалы будут числиться на счете 10 при их фактическом отсутствии у организации.

Школа Главбуха

Школа

Проверьте свои знания и приобретите новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас


Опрос

Компания, в которой вы работаете бухгалтером:

  • застройщик 38.6%
  • подрядчик (генподрядчик, субподрядчик) 47.37%
  • технический заказчик 8.77%
  • риэлтор 1.75%
  • другое 3.51%
Другие опросы

Рассылка



© ООО «Актион группа Главбух», 2008 - 2016
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-62696 от 10.08.2015